Тайный сундук с чудесами


Previous Entry Share Next Entry
История одного Ан-10
ale
Жил да был один Ан-10... Так можно было бы начать этот рассказ о необычной судьбе одного из бортов советского пассажирского самолета Ан-10. У этого рассказа типичные для своего времени начало и середина, но весьма оригинальная концовка.



Но обо всем по порядку. Ан-10 - советский турбовинтовой пассажирский самолет, созданный в конструкторском бюро Антонова в 50-е годы прошлого века. Страна тогда нуждалась в технике, способной взлетать с любых типов полос, в том числе грунтовых, и дальностью полета до 2 000 км. Основой для создания Ан-10 послужил его предшественник Ан-8 - военно-транспортный самолет с двумя винтами.

1. Летом 1955-го года Никита Хрущев посетил ОКБ Антонова и заинтересовался возможностью создания самолетов-близнецов Ан-10 и Ан-12. В условиях начинавшейся холодной войны возможность удешевления проекта и опция быстрой конвертации пассажирского Ан-10 в военный Ан-12 выглядела весьма заманчивой и добро было дано. У ОКБ Антонова тогда ещё не было опыта создания таких больших самолетов и он обратился к "старшим коллегам" из ОКБ Туполева с просьбой ознакомления своих сотрудников с уже готовыми проектами. А.Н.Туполев отнесся к просьбе с пониманием и предоставил документацию на Ту-16 и Ту-104. Благодаря этой помощи дело постройки Ан-10 пошло быстрее и уже 7-го марта 1957-го года первая модель Ан-10 поднялась в воздух. Первый борт получил собственное имя "Украiна".


2. Первые полеты прошли успешно и лайнер был пущен в производство. В 1958-м году было построено 20 самолетов, в 1959-м - 46, в 1960-м - 41. Строились самолеты на Воронежском авиационном заводе. Герой нашего рассказа был построен в 1960-м году и при рождении получил заводской номер 0402103 и бортовой СССР-11192. Вот он на фото, красавец.


3. Дальнейшая его судьба схожа с такими же десятков его собратьев. До начала 70-х лайнер благополучно эксплуатировался в гражданском флоте СССР. Но в 1972-м году произошла катастрофа одного из Ан-10 у Харькова. Причиной были признаны конструктивные недостатки и 27-го августа 1973-го года весь флот Ан-10 был разом посажен на землю "по неудовлетворительному техническому состоянию". Большинство Ан-10 после этого были порезаны, часть была установлена по паркам в качестве памятников и детских площадок. Наш герой, СССР-11192, оказался в Краснодаре, в Первомайской роще. В нем организовали детский кинотеатр "Аннушка". Фото из Первомайской рощи отыскать не удалось, может кто поделится? Есть только фотография его собрата, который был установлен в Краснодаре на другом конце города, в парке Солнечный остров, тогда 40-летия Октября.


4. В конце 80-х годов оба лайнера-памятника были утилизированы. Обычная история для нынешнего времени, не так ли? Но вот дальше начинается самое интересное. Попиленные останки забрал себе один из жителей города., Александр Иванович Ужва перевез все части самолета себе в частный дом на берегу реки, где они хранятся у него до сих пор. То есть лежат прямо в огороде. Зрелище весьма сюрреалистичное.


5. Среди огромной кучи всевозможного железа можно отыскать не только бывшую кабину самолета. Здесь и старые электроплиты, ржавые холодильники, остатки от каких-то авто.


6. Судя по тому, что вокруг фюзеляжа уже давно выросли молодые деревья - лежит он так уже много лет. Зелень так прикрыла остатки самолета, что с дороги даже можно и не заметить, что здесь такой необычный двор.


7. Рядом в траве лежат плоскости крыльев. Одна на другой. В каком они состоянии можно судить по этой фотографии. А ведь когда-то они несли сотню человек где-то в облаках на высоте 8 км.


8. На настоящий момент в мире остался всего один Ан-10. Он находится в Монино, в авиационном музее. При должной работе эти части вполне могут стать вторым сохранившимся Ан-10. Александру Ивановичу не раз предлагали забрать или выкупить сохранившиеся части самолета, но каждый раз он отказывал.


9. Самого хозяина дома не было. Вопрос почему он не хочет расставаться с самолетом ему задать не удалось. Местные сообщили, что Александр Иванович рассказывал им о своем желании собрать из этого какой-нибудь корабль или катамаран для личных нужд. Не знаю правда ли это. По-моему, если продать это все - то можно на вырученные деньги купить неплохой катамаран без всякий "доработок напильником".


10. На облезшем корпусе до сих пор видна надпись СССР. Хотелось бы сфотографировать её поближе, но подобраться к ней весьма проблематично.


11. Кроме всего прочего во дворе также стоит старый трап. Для понимания того в каком это все состоянии. Трап стоит на земле где-то между гаражами и какими-то складами досок. Под ним, а также под самим самолетом обитает большое количество бродячих собак. Поговорил по этому вопросу с местными пенсионерами. Они выражают сдержанное недовольство, во-первых, тем, что останки самолета стали приютом для бездомных дворняг, которых там действительно очень много, а, во-вторых, "стоит тут, излучает радиацию и всякие лучи вредные". Просили меня разобраться с этим вопросом, чтобы "это безобразие вывезли уже куда-нибудь".


12. А это снятые винты. В весьма неплохом состоянии насколько удалось оценить. Близко подойти не удалось опять же из-за бродячих собак.




Вот такая необычная судьба у этого самолета. И ведь история ещё не закончена. Что-то да будет с этими останками. Вывезут на цветмет? Продолжат гнить на огороде ещё лет 15? Или может все же попадут в заботливые руки реставраторов? Кто знает, посмотрим :)

upd2017: Пост о состоянии дел на 2017-й год - https://ale.livejournal.com/54156.html

При написании материала использовалась информация с сайтов www.aviahistory.ucoz.ru, www.russianplanes.net


А вот спасибо тебе большое за этот пост. Много раз там бывала и истории самой не знала.

что ты делала "много раз" в тех малолюдных местах? :)

А чо нормальные там собаки) В следующий раз косточку возьми с собой и подойди.
А так как по мне, так из той кучи хлама уже ничего толкового сделать не получится. Он раньше возле вертолетной площадки на затоне лежал, а потом перевезли дальше - наверняка при подобных "транспортировках" много "лишних" запчастей потерялось. Лучше эти усилия пустить на сохранение того, что еще можно сохранить.

я не представляю как эти ржавые обломки можно конвертировать в что-то плавающее, летающее или хотя бы ездящее. металл давно проржавел и прогнил, хранится это все на голой земле под открытым небом. если уж человек там мечтает о лодке, батискафе или ещё чем-то - то на вырученные с продажи деньги уже давно бы купил. тут скорее вопрос "идеи" - сделать любой ценой и никому не отдавать.

На самом деле все трагичнее. Как-нибудь руки дойдут написать душераздирающую историю этого Ан-10.

Юрий, очень заинтриговали. Можете хотя бы в паре предложений рассказать что вы знаете? Что-то связанное с его летной судьбой? Или с тем, каким памятником он мог стать?

Это далеко от Пашковского?

да, это на другом конце города, в частном секторе. километрах в 20 если по прямой от пашковского.

Там и другая надпись СССР есть, более доступная



Мы с Ромой когда катались, сами обалдели, увидев самолёт) неожиданно весьма было.

Подзаросло там с прошлого раза. А мы ведь внутри лазали!


весьма заросло, я к хвостовой части так и не добрался, хотя хотел её снять. и к надписи СССР тоже. все в молодых кустах-деревьях. вообще ситуация уникальная - один из двух оставшихся в мире Ан-10 вот так просто лежит в огороде бесхозным мусором.

Я когда монинским ребятам про него сказал, первый вопрос был, целы ли винты. У монинского они малость поржавели...

И почему я, когда пилил магний с его колес, считал, что это Ан-12? :)

Так вот кто виноват в его распиле, вот кто вынес с него все ценное :)

вот дак огородик
помогли бы мужчичку самолёт собрать, покрасить там, колёса надуть ;-)

Понимаешь в чем дело, мужчине оно не надо. Ему самолет не нужен, ему нужен катамаран из Ан-10. Почитай выше в комментариях. Ребята из монинского музея предлагали это все выкупить и забрать своими силами оттуда - нет, отказ, "я это ещё буду использовать, просто руки не доходят".

Классный пост :)

Поговорить бы с человеком, а потом и судить какой он. Так-то похоже на шизу :/
Здорово было бы спасти самолет!!

rk23, рассказали монинским ребятам и чего? Кроме вопроса про винты они проявили какие-то действия?
И с поста год уже прошел... А АН и ныне там?


Ан и ныне там. На днях очередные местные "сталкеры" спрашивали меня место самолета, потом скидывали мне фотки оттуда. Этот воз стоит на одном месте уже много лет. Его уже даже баллончиками перестали раскрашивать - "скучно, делали так сто раз". Человеку предлагали выкуп многие. Насколько я знаю и монинские, и местные, и музеи и просто искатели цветмета.
Я бы с удовольствием с ним пообщался, но его почти никогда дома не бывает. Это что-то вроде его дачи, куда он свозит старый хлам и появляется пару раз в месяц.

Уважаемые! Очень нужна помощь местного люда, надо на этом самолёте посмотреть одну деталь. Был бы очень признателен. Это очень важно для восстановительных работ на монинском Ан-10. И да, это я интересовался винтами от этого бедолаги.
oleg@aviarestorer.ru

Edited at 2016-09-05 12:56 pm (UTC)

Добрый день, Олег. Я не являюсь большим техническим специалистом, но если будет понятная инструкция - то на выходных, конечно же, смогу посмотреть все что нужно.

И если возможно, сделайте фотографии этой части внутри, со стороны расстыковки, и внутри технического отсека, люк в который с правого борта. Особенно интересны задняя перегородка, пол и проёмы иллюминаторов (тех, которые маленькие, по паре на каждом бору). Огромное спасибо заранее!

Edited at 2016-09-05 03:23 pm (UTC)

Ок, Олег. На выходных съезжу посмотрю, все сниму, в вск пришлю на почту фото и описание.

Судя по этой фотографии, пяту должно быть нормально видно: http://i.imgur.com/Q0rpomn.jpg

Приветствую! Получилось ли выбраться к самолёту? Не сочтите за назойливость. :-)

Да, Олег, в вск выбрался, снял все, что нужно было. Пята имеется. Вечером скину фотографии и описание.

Александр, приветствую! У Вас ещё не появилось немножко лишнего времени? Прошу прощения за навязчивость. =)

Edited at 2016-10-12 09:53 pm (UTC)

С позволения, напомню о себе... :-)

?

Log in

No account? Create an account